Многие из исполнительниц, записывавшихся на расовых пластинках в 20-х годах, были профессионалками, а некоторые (Fae Barnes, Ethel Waters, Alberta Hunter, Gertrude Saunders) выступали на Бродвее и гастролировали по Европе на волне популярности всех черных шоу. Некоторые в своих песнях использовали намеки на блюзовые парафразы и интонацию, однако мало кто тогда пыталс сочинять свои собственные блюзы или хотя бы петь в блюзовой манере; их песни только назывались блюзами. Но были и исполнители, которые включали блюзы и «блюзовые» песни в свои выступления, подобно интенсивно записывавшейся Sara Martin, чей «Blind Man Blues» (Okeh 8090, 1923) исполнялся «Clarence Williams Blues Five», с молодым Сиднеем Беше на сопрано-саксофоне. Более значительной исполнительницей была Beulah ‘Sippie Wallace, чьему теплому голосу эффектно аккомпанировал Луи Армстронг в «Special Belivery Blues» (Okeh 8328, 1926). Она приходилась сестрой George W. Thomas’у, композитору из Хьюстона, который продвигал других членов своей семьи, включая свою дочь Hociel Thomas, которой аккомпанировал младший брат Джорджа — Hersal, в замечательной «Fish Tail Dance» (Okeh 8222, 1925). Луи Армстронг играл для многих исполнителей классического блюза, особенно блестяще в версии Берты «Чиппи» Хилл композиции Ричарда М. Джонса «Trouble In Mind» (Okeh 8312, 1926), которая перешла в традицию.
«Классический блюз» — это неточный термин (возможно впервые использованный в печати Джоном Якобом Нилсом в 1930 году), который вольно употреблялся в отношении песен городских исполнительниц — жительниц Нью-Йорка и Чикаго. Если быть более точным, то этот термин описывает контральто широкого голосового диапазона, которым исполнялись блюзы. Записанные на пластинки, они редко сопровождались аккомпаниментом самого исполнителя, обычно ему подыгрывали джазовые музыканты. Некоторые сравнительно малоизвестны, например, «Kansas City Batterball» Lottie Beamon, чьему «Red River Blues» (Paramount 12201, 1924) подигрывал на гитаре Pruitt Twins. Еще одной сильной певицей была Lillian Glinn из Техаса, чей мощный «Shake It Down» (Columbia 14315, 1928) был записан в Новом Орлеане. Атланта, в Джорджии, возможно, был родиной Cleo Gibson, она записала только одну пластинку «I’ve Got Ford Engine Movements In My Hips» (Okeh 8700, 1929), заслуженно названной «классической».
Из выдающихся певиц Gertrude ‘Ma’ Rainey (род. Колумбус, Джорджия, 26 апреля 1886 г. , ум. Рим, Джорджия 22 дек. 1939), которая первой исполняла блюзы в 1902 году, была наиболее близка к фолк-традиции. Урожденна Gertrude Pridget, она начала свою карьеру в талантливом шоу ‘Bunch Of Blackberries’ (Горсть черники) в возрасте 12 лет. В 1904 году она вышла замуж за Will ‘Pa’ Rainey и выступала с ним в F. S. Wolcott’s Rabbit Foot Minstrels и других шоу. В 1916 году они создали свою собственную компанию. К тому времени, когда она начала записываться, она была известна по всему югу. Ее записи на «Парамаунт» едва ли позволяют судить о мощи ее голоса, но величественна фразировка уже очевидна в ее первой работе «Bo-Weavil Blues» (Paramount 12080, 1923) и «Moonshine Blues» (Paramount 12083, 1923) — ее самых прославленных произведениях. За пять лет она сделала свыше ста записей; ее «Jelly Bean Blues» (Paramount 12238, 1924), пронизанный стонущей интонацией, записан с участием Луи Армстронга, а «Yonder Come The Blues» (Paramount 12357, 1926), записанный с ее «Джорджия Джаз Бэнд», — трагичностью. Она гастролировала со своей группой по всему югу и даже побывала в Мексике в 20 годы, выступая перед большими аудиториями. Ее нрав был шумным, хотя это качество редко находит отражение в ее записях. «‘Ma’Rainey’s Black Bottom» (Paramount 12590, 1927) является одним из немногих, отражающих ее светлую сторону.
В 1935 году Ма Рэйни вернулась в Колумбус и в последние годы жизни была активисткой Дружественной Баптистской Церкви. Вероятно они и могли работать вместе, но сказать, что Ма Рэйни была наставницей Бэсси Смит, было бы неправильно. Они могли уважать и соперничать друг с другом, но индустрия представлений черных исполнителей была достаточно обширна, чтобы дать приют и «Матери блюза» — Ма Рэйни и «Владычице блюза» — Бэсси Смит (род. Чаттануга, 15.04.1894; ум. Кларксдейл, Миссисипи, 26.09.1937), начавшей свою профессиональную карьеру в 1912 с шоу Moses Stoke, в составе которого выступали супруги Рэйни. Она гастролировала с другими негритянскими исполнителями, и с подачи Кларенса Уильямса, записала свой «Down Hearted Blues» (Columbia A 3844, 1923), закрепившей за ней славу самой удачливой черной певицей ее времени. Она регулярно записывалась вплоть до 1928 года в сопровождении участников оркестра Флетчера Хендерсона, включая трубачей Луи Армстронга, Tommy Ladnier’a и Joe Smith. Интенсивно гастролирующая, ведущая бурную жизнь со своим мужем, бывшим полицейским, Джеком Ги, она пристрастилась к джину. Она появилась вновь в коротком фильме «St. Louis Blues». В последний раз она записывалась в 1933 году. В 1936 она намеревалась вернуться на сцену, но смерть после автокатастрофы помешала этому.
Бэсси Смит была величайшей водевильно-блюзовой певицей, с непревзойденным искусством внесша эмоциональную напряженность и переживание в джазовый репертуар. «After You’ve Gone» (Columbia 14197, 1927), записанную с Джо Смитом, и «Nobody Knows You When You’re Down And Out» (Columbia 14451, 1929), с Эдом Алленом, играющим на корнете, демонстрируют ее способность придавать новое значение популярным песням посредством чувственной интерпретации. Широкая фразировка, милая интонация и гибкость голоса стали ее вкладом в джазово-блюзовое исполнительское искусство 20 годов. Она сделала около 200 записей, из которых ее замечательные дуэты с Луи Армстронгом, включая «St. Louis Blues» (Columbia 14064, 1925) и «You’ve Been A Good Old Wagon» (Columbia 14079, 1925) относятся к числу лучших. Хотя она превзошла всех в медленном блюзе, она также исполняла энергичные вещи джазовых стандартов, включая опьяняющую «Cake Walking Babies (From Home)» (Columbia 35673, 1925) и «Alexander’s Ragtime Band» (Columbia 14219, 1927), обе записанные с музыкантами из оркестра Флетчера Хендерсона. В аккомпанименте она отдавала предпочтение корнетисту Джо Смиту, но возможно ее лучшая, знаменитая запись того времени — «Back Water Blues» (Columbia 14195, 1927) сделана с Джеймсом П. Джонсоном на фортепиано. К ее последнему сейшену, когда она делала «Gimme A Pigfoot» (Okeh 8949, 1933), ее голос огрубел, но и немногие джазовые артисты были последовательно выдающимися.
Многим фанатам блюза «подача» Бэсси Смит представляется слишком джазовой. Некоторые отдают предпочтение более утяжеленной, менее продуманной технике Ida Cox (род. Токкоа, Джорджия, 25.02.1896; ум. Ноксвил, Теннесси 10.11.1967). Хотя она участвовала в негритянских шоу еще ребенком и пела в театрах с 14 лет, она менее тяготела к водевильному жанру, и практически на всех ее пластинках записаны традиционные блюзы. Перва из них «Any Woman’s Blues» (Paramount 12053, 1923) демонстрирует ее звучный, слегка гнусоватый тембр голоса. Своим материалом, особенно собственными блюзовыми композициями, она завоевала славу одной из именитых певиц. В «Ida Cox Lawdy Lawdy Blues» (Paramount 12064, 1923) и «I’ve Got The Blues For Rampart Street» (Paramount 12063, 1923), обе с участием замечательного корнетиста Томми Ладниера, ведет сильный, слегка расслабленный голос Иды. В течение нескольких лет Кокс аккомпанировал пианист Джесси Крамп, чья унылая игра на органе прослушивается в «Coffin Blues» (Paramount 12318, 1925).
Классическому блюзу известно лишь несколько хороших певцов. Вилли Джексон и Джордж Уильямс из Нового Орлеана были «средненькими». Некоторые певцы могли совмещать блюз с джазом: одним из них, знакомым с джазом с детства, был Alonzo ‘Lonnie’ Johnson (род. Новый Орлеан, 8.02.1889; ум. Торонто, 16.06.1970). Будучи подростком, он начал профессионально играть на гитаре и скрипке в Сторивиле, Новый Орлеан. К 1917 году он работал с Jazz-O-Maniacs Чарли Крейта на речном корабле «Св. Павел», позже присоединился к корабельной группе Фейта Мербла. Прославился же он как гитарист, блестяще выигрывая соло в «Stomping ’em Along Slow» (Okeh 8558, 1928) или в дуэтах с Эдди Лэнгом (Сальваторе Массаро), например «A Handful Of Riffs» (Okeh 8695, 1929). Джонсон играл с оркестром Дюка Эллингтона в композиции «Move Over» (Okeh 8638, 1928), с Луи Армстронгом в прославленной «Mahogany Hall Stomp» (Okeh 8680, 1929) и с Кингом Оливером в «Jet Black Blues» (Okeh 8689, 1929). Он начал свою долгую карьеру с «Mr’Johnson’s Blues» (Okeh 8253, 1925), где он играл на скрипке. Голос Джонсона был пронзительным, в чем-то вкрадчивым, а тексты к песням, как правило, интересными. «Low Land Moan» (Okeh 8677, 1927) в этом аспекте типична, а также — в использовании мелодии, которую он слишком часто «эксплуатировал». Он любил сентиментальные темы, такие как «Baby Please Don’t Leave Home No More» (Okeh 8754, 1929), тем не менее отличающаяся вкусом. Он был чутким аккомпаниатором, обеспечивая близкую по духу «поддержку» нестандартному пению Alger ‘Texas’ Alexander’у в «Bell Cow Blues» (Okeh 8563, 1928), а с Victoria Spivey он записал много занятных, не совсем приличных номеров, к примеру «Furniture Man Blues» (Okeh 8652, 1928).
Виктория Спайви (род. Хьюстон, 15.10.1906; ум. Нью-Йорк, 3.10.1976), дочь руководителя струнного оркестра, выступала в театре Линкольна в Далласе, в возрасте 12 лет. Она начала записываться в Сент-Луисе с «Black Snake Blues» (Okeh 8338, 1926) в собственном фортепианном сопровождении. Ее голос был гибок и гнусоват. Совместная работа с Лонни Джонсоном породила много выдающихс записей, включая «T. B. Blues» (Okeh 8494, 1927) и «Murder In The First Degree» (Okeh 8581, 1927). В 1929 она снялась в «черном» фильме Кинга Видора «Аллилуйя» и сделала несколько записей с New York Orchestra Генри Аллена, включая песню «Funny Feather Blues» (Victor 38088, 1929) и характерную «Moaning The Blues» (Victor 38546, 1929). Будучи одной из самых молодых классических певиц, Спайви имела возможность продолжать свою карьеру в 1930-х и 1940-х годах; когда большинство певцов перестало профессионально выступать, поскольку популярность водевиля-жанра, в котором их преимущественно можно было услышать, пошла на убыль в 30-х годах. Такая участь постигла и участников водевильных дуэтов: Butterbeans и Sunsire, ‘Coot’ Grant и ‘Kid Sox’ Wesley Wilson, которые в своих комедийных номерах пользовались блюзовой вокальной техникой. И лишь палаточные и передвижные представления, в частности, «The Rabbit Foot Minstrels» и шоу Силаса Грина из Нового Орлеана еще долго привлекали внимание публики во время Депрессии.