В начале 1933 года, когда блюзы практически не записывались, они снова начали появляться в ежемесячных листках, анонсирующих выпуски записей.
Самым популярным исполнителем блюзов того времени был Leroy Carr (род. Нэшвилл, Теннесси, 1905; ум. Индианаполис, 28.04.1935) — пианист, у которого возникла необычайная гармония с аккомпанировавшим ему гитаристом Скреппером Блэкуэллом. Они повстречались, когда им обоим только исполнилось по 20 лет, и хотя оба записывали сольные работы, именно в этом дуэте они наиболее впечатляющи. Карр обычно пел, подыгрывая себе в плавной, близкой к буги-вуги манере. Его меланхолический голос был сравнительно благозвучным для блюза, а тексты песен (совместного сочинения) — задумчивыми и поэтичными, приукрашенными чувствами и ощущениями разачарования; отражающими настроения многих их слушателей.
Гитара Блэкуэлла обладала контрастным четким звучанием. Их «How Long, How Long Blues» (Vocalion 1191, 1928), «Midnight Hour Blues» (Vocalion 1703, 1932), «Hurry Down Sunshine» (Vocalion 02741, 1934), «Prison Bound» (Vocalion 1241, 1928) быстро вошли в репертуар многих блюзовых певцов и поныне не утратили своей притягательной силы. Когда Карр умер от алкоголизма, многие посвящали свои блюзы его памяти. Блэкуэлл так и не смог оправиться от шока, вызванного смертью Карра; он был убит 30 лет спустя. Фатализм блюзов Карра лег отпечатком на работы его главного подражател Бамбл Би Слима (Эмос Истон), пианиста из Сент-Луиса Уолтера Дэвиса и записи Питти Уэтстро. У них всех были монотонные голоса и далеко не столь выразительные «послания», чем у предыдущего поколения блюзовых исполнителей.
Peetie Wheatstraw (William Bunch) (род. Рипли, Теннесси, 21.12.1902; ум. Ист Сент-Луис, 21.12.1941) большую часть своей жизни провел в Сент-Луисе и пользовалс популярностью в пресловутом районе «Вэлли». С тех пор, как в возрасте 28 лет он записал «Tennessie Peaches Blues» (Vocalion 1552, 1930), приобретя широкую известность и вплоть до момента за месяц до смерти в железнодорожной катастрофе, он записал свыше 160 песен. На конвертах его пластинок о нем писали как о «пасынке дьявола», а однажды, как о «главном шерифе ада» — возможно от того , что Уэтстро поощрял необузданность — контрастировавшую с беспечным исполнением многих Мисиссипских блюзмэнов. Многие его копировали, некоторые заявляли о своей личной дружбе с ним; сам же он, по общему мнению, был хорошим гитаристом, хотя обычно в записях подыгрывал себе на пианино. Он пел об азартных игроках, проститутках, бутлегерах, бродягах, типичный пример — «Kidnapper’s Blues» (Vocalion 03249, 1936) — и более, чем другой блюзовый певец, Уэтстро был выразителем интересов черного рабочего класса. Темы занятости трудом или безработицы постоянно использовались им например в «Working On The Project» (Decca 7311, 1937). К сожалению на его последующих записях «Декка» использовала более изощренные аккомпанименты, поэтому они получились интересными поэтически, но менее удачными в музыкальном отношении.
Уэтстро часто работал с James ‘Kokomo’ Arnold (род. Лавджой, Джорджия, 15.02.1901; ум. Чикаго, 8.11.1968), который был совершенным музыкантом. Арнольд уехал с фермы в Джоржии, где он вырос, чтобы поселиться в Буффало, Нью-Йорк, а когда ему было 20 с небольшим лет, пустился в путешествие на столь далекий юг в Миссисипи. Он играл на оправленной в сталь гитаре, лежащей поперек колен, ударяя по струнам бутылкой для создания «плачущего» звука. На многих пластинках его голос звучал весьма высоко, хотя на самом деле был ниже, с легким жужжанием, которое он часто использовал для гудящего эффекта в гитарных соло. В Мемфисе под именем Джим Гитфидл, он записал изобретательный «Paddlin Blues» (Victor 23268, 1930). Позже он стал записываться на «Декке» и к «Old Original Kokomo Blues» (Decca 7026, 1934) пришел немедленный успех; в течение последующих четырех лет он записал свыше 70 вещей, и еще несколько с Уэтстро: «Set Down Gal» (Decca 7361, 1937) — отличный пример их «кабацких» дуэтов. Сольная партия «Policy Whell Blues» (Decca 7147, 1935) — типична для его оригинальных лиричных блюзов. В версии «Dirty Dozen» «The Twelves» (Decca 7083, 1935) как источник его неистовой игры использовалась его традиционная тема. В 1936 году Арнольд стал работать на сталеплавильном заводе, окончательно забросив музыку.
Хотя спокойное и «учтивое» пение Леро Карра и его последователей пользовалось безмерной популярностью не только на севере, но и среди молодых южан, ибо оно соответствовало их более изысканному подходу к блюзу, наряду с Арнольдом множество певцов записывалось в традиционной манере — с малоинтересными текстами и со стилизованным под сельский аккомпаниментом.
Самым значительным из них можно считать John Adam ‘Sleepy John’ Estes (род. Рипли, Теннесси, 25.01.1899; ум. Браунсвиль, Теннесси, 5.06.1977). Обладая плохим зрением, он хотя мог заниматься фермерством, но, выучившись игре на гитаре, выступал на деревенских пикниках и вечеринках в окресностях Браунсвиля. В «Milk Cow Blues» (Victor 38614, 1930), под аккомпанимент местного мандолиниста Янка Рэйчела — акцентированная фразировка, прерывистый голос и неотразимая ритмичность, характерны для его лучших записей. Он записал их немало с молодым Хэмми Никсоном, игравшим на гармонике; «Drop Down Mama» (Decca 7289, 1935) интересен прекрасными завершенными инструментальными линиями. Многое Эстес питал из собственного опыта: «Floating Bridge» (Decca 7442, 1937) рассказывала об утопленнике, a «Brownsville Blues» (Decca 7473, 1938), и «Lawyer Clark Blues» (Bluebird 8871, 1941), со вторым гитаристом Браунсвиль Джоном Бондсом, описывали местные характеры. За время следующего десятилетия Эстес окончательно потерял зрение и из Чикаго вернулся в Браунсвиль.
Далее к востоку, в обеих Каролинах, в число молодых исполнителей входили — Бадди Мосс и Josh White ‘Blind Boy’ Fuller (Fulton Allen) (род. Уэйдсборо, Сев. Каролина, ок. 1909 г., ум. Дарем, Сев. Каролина, 13.02.1941) оказал наибольшее влияние. Не будучи создателем восточного или Пьедионтского направления блюза, Фуллер был его самым известным представителем. Под влиянием Блайнда Блейка, Бадди Мосса и евангелиста Блайнда Гэри Дэвиса он сформировал эклектический стиль с быстрыми гитарными партиями, раскачивающимися рэгтаймовыми ритмами и скрипучим вокалом, часто на фоне стиральнодосочных перекрестных ритмов. Дэвис аккомпанировал ему на традиционной «Rag Mama Rag» (Vocalion 03084, 1935) — песне принесшей ему ранний успех. Возможно лучше всего Фуллеру удавалась быстрая, рэгтаймовая музыка — такая, как в «Step It Up And Go» (Vocalion 05476, 1940), но он был и мастером медленных блюзов, как «Weeping Willow» (Decca 7881, 1937). Обычно он играл пальцами, но в «Homesick And Lonesome Blues» (Vocalion 03234, 1935) он блестяще использовал слайд. С конца 1937 Фуллеру постоянно подыгрывал на гармонике молодой слепой виртуоз своего дела Сонни Терри, например в «Pistol Slapper Blues» (Vocalion 04106, 1938).
Sonny Terry (Sanders Terrell) (род. Гринсборо, Джорджия, 24.10.1911; ум. Нью-Йорк, 12.03.1986) родился и вырос на ферме. В детстве потеряв зрение, он играл на гармонике на улицах за деньги. Приехав в Северную Каролину, он присоединился к Фуллеру, игравшему в «табачных» городах, дополняя его пение стонущим, мощным «голосом» гармоники. B «Harmonica And Washboard Breakdown» (Okeh 055453, 1940) его виртуозность была совершенно очевидной. Терри развивал технику «перекрестной» игры, превосходившую технику его современников, модулируя и изменяя ноты, контролем дыхания и перебирая пальцами либо придавая форму чашки рукам над гармоникой. Он испускал пронзительные крики и мог чередовать гармонику и голос без перерыва, создавая целый мелодический поток. После смерти Фуллера, Терри сформировал дуэт с Брауни Макги (род. 1915) — сотрудничество, которому суждено было продолжаться 35 лет, — дольше, чем любое другое сотрудничество в блюзе. Плачущей гармонике и гортанному, порой слегка фальшивящему вокалу Терри, удачно соответствовали ровная игра на гитаре и сочное пение.
В Миссисипи по-прежнему было множество блюзовых исполнителей. Чарли Паттон записывалс и в год своей смерти, но 16 его тем остались неизданными; Томми Джонсон и Шон Хаус занимались музыкой, но не записывались. Бо Картер записывался постоянно, а аккомпаниатор Томми Джонсона — Джо Маккой, модернизировав свой имидж, работал с The Harlem Hamfats. В то время как Биг Джо Уильямс вырявкивал грубые деревенские блюзы, Джонни Тэмпл пел под различные аккомпанименты, но не все из них были хорошего качества. К концу десятилетия появилось новое поколение «подпольных» блюзмэнов, выросшее на Паттоне-Брауне-Хаусе. Будучи грубее и неудержимее, чем их предшественники, они стали могучим двигателем южных блюзов. В «New Shake ‘Em Down» (Bluebird 8347, 1939) Томми Маккленнана, «Catfish Blues» (Bluebird 8838, 1941) Роберта Пэтуэйза и «Fixin’ To Die Blues» (Vocalion 05588, 1940) Бакка Уайта, «драйвовый» гитарный аккомпанимент сливался с гортанным вокалом. Уайт был особенно заметен; его тексты в основном были очень интересными и то, как он использовал слайд, в часности, в имитациях поезда — например в «Special Stream Line» (Vocalion 05526, 1940), звучало исключительно эффектно.
Из этого нового поколения самое глубокое впечатление оставлял Robert Johnson (род. Хэйзелхерст, Миссисипи, ок. 1912; ум. Гринвуд, Миссисипи, 16.08.1938) с его чрезвычайно сосредоточенными на самом себе, порой навязчивыми блюзами, певшимися под аккомпанимент воющей гитары и трепещущего ритма. Десятью годами моложе Шона Хауса, он был певцом-гитаристом, связавшим традицию сельского Миссисипского блюза с современным Чикагским. На него оказали непосредственное влияние Шон Хаус и записи Лонни Джонсона, Лероя Карра и даже Кокомо Арнольда, он был также знаком с работами Скипа Джеймса и Хэмбона Вилли Ньюборна, чьи темы он переделал в «32-20 Blues» (Vocalion 03445, 1936) и «If I Had Possession Over Judgement Day» (Columbia CL 1654, 1936). Последняя, не изданная при его жизни, раскрывала один из аспектов выстраданной, даже пророческой, темы тревожной «Hell Hound On My Trail» (Vocalion 03623, 1937). Голос Джонсона Был напряженным и часто как бы натянутым, но для большего эффекта он прибегал к фальцету, — как в «Kind Hearted Woman» (Vocalion 03510, 1936). Упорный ритм «гуляющего баса» в «I Believe I’ll Dust My Broom» (Vocalion 03475, 1936) или «Ramblin’ On My Mind» (Vocalion 03519, 1936) основательно вдохновили послевоенное поколение блюзмэнов, включая и Элмора Джеймса, его временного компаньона Джонни Шайнса и его пасынка Роберта Локвуда. Джонсона настигла насильственная смерть, но его славу подтверждают его замечательные записи, а не легенды, выросшие вокруг его имени.