К 1945 году многие блюзовые исполнители, активно выступавшие до войны, — Биг Билл Брунзи, Сонни Бой Уильямсон, Лонни Джонсон, Рузвельт Сайкс, Биг Масео, Тампа Рэд и Мемфис Майни — по-прежнему работали в черных клубах. У них было много последователей, а выжившие расовые звукозаписывающие компании охотно их записывали. Набирали популярность и молодые блюзовые исполнители, — Эдди Бойд, Мемфис Слим и Лерой Фостер. Некоторым, старшим их по возрасту, — пианисту Санниленд Слиму (Альберт Лэндрю) и Роберту Найтхоуку (Роберт Маккалум) — хватало местной популярности, они записали несколько пластинок.
На одном из сейшенов, организованным Санниленд Слимом, был представлен молодой блюзовый исполнитель (вскормленный в клубах Брунзи), которому вскоре было суждено сыграть заметную роль в чикагском блюзе: Muddy Waters, чье настоящее им было McKinley Morganfield (род. Роллинг Фок, Миссиссипи, 4.04.1915; ум. Чикаго, 30.04.1983). Сформировавшийся под влиянием записей Шона Хауса и Роберта Джонсона, Мадди Уотерс перешел с гармоники на гитару в 17 лет. Эти влияния обнаруживаются в его «I Be’s Troubled», «Country Blues» (L. of C. AAFS 18, 1941), которые он записал в Кларксдейле для библиотеки Конгресса. Спустя 2 года он переехал в Чикаго, там он стал записываться начиная с 1947 года. Основой дл «Walkin’ Blues» (Chess 1426, 1950) послужил «Country Blues», но теперь он исполнялся на электрогитаре в вибрирующей слайдовой технике и голос его был громче и жестче. Эта запись стала последней, на которой ему аккомпанировал только один бас: в замечательном «Louisiana Blues» (Chess 1441, 1950) ему на гармошке подыгрывал Литтл Уолтер, а вскоре к ним присоединились его сводный брат Отис Спанн и второй гитарист Джимми Роджерс — они и составили ядро его мощной чикагской группы. К 1953 году Мадди Уотерс стал играть драматично выраженные песни с четкой кульминацией типа «I’m Your Hoochie Coochie Man» (Chess 1560, 1953) и «Manish Boy» (Chess 1602, 1955). Они стали моделью для многих драйвовых песен вроде «Got My Mojo Working» (Chess 1620, 1956) или «Tiger In Your Tank» (Chess 1765, 1960), которые по своему помпезному стилю и громкости выражали воинственный дух негритянских гетто того времени. Позже Мадди Уотерс активно гастролировал, все же постепенно теряя контакт с черной аудиторией. После автомобильной катастрофы в 1970 году он был вынужден петь, сидя на стуле.
Джазз Гиллам и Джон Ли Сонни Бой Уильямсон раскрыли возможности гармоники в работе небольших групп; среди их последователей — исполнители-южане Снуки Прайор и Уолтер Шейки Хортон. Беспорным лидером среди них можно считать ‘Little Walter’ Jacobs (род. Александрия, Луизиана, 1.05.1930; ум. Чикаго, 15.02.1968). В возрасте 8 лет он зарабатывал на жизнь игрой на гармошке. Через 10 лет он играл на Максуэлл Стрит в Чикаго, где записал «Ora Nelle Blues» (Ora Nelle 711. 1947). Здесь он отдал дань уважения Сонни Бой Уильямсону, хот вскоре разработал собственную технику игры на гармонике с усилителем, произнося слова «вибрато» или «трелью», что слышно в «Mean Old World» (Checker 764, 1952). Как певец, он обладал почти бесцветным голосом, но, как инструменталист, был гораздо более выразителен, особенно в медленных номерах: «Blue Lights» (Checker 799, 1954) с гитаристом Робертом Локвудом. Выдающийс исполнитель, Литтл Уолтер блестяще подыгрывал другим музыкантам, как в «Rollin’ And Tumblin» (Parkway 501, 1950) в исполнении Лероя Фостера и на сейшенах с Мадди Уотерсом, которому он обеспечил поистине блесящую поддержку в «Long Distance Call» (Chess 1452, 1951) и «All Night Long» (Chess 1509, 1952). Литтл Уолтерт оказал сильное влияние на многих молодых музыкантов; он сам был этому удивлен, узнав, во врем европейского турне в 60-х годах, как хорошо публика знала его записи.
Исполнителям Джорди Смит, также называвшему себя Литтл Уолтер Младший, и Биг Уолтер Хортону удалось перенять манеру Литтл Уолтера, хот Хортон, из-за своих любопытных жестов прозванный «Шейки» развил индивидуальный и волнующий стиль игры. Гитарист и гармонист Howling Wolf (согласно традиции блюзовые певцы по-прежнему подбирали себе красочные прозвища) со своей грубоватой, неудержимой манерой и внушительным физическим обликом бросил вызов Мадди Уотерсу. Урожденный Chester Burnett (род. Вест Пойнт, Миссиссипи, 10.06.1910; ум. Хайнс, Иллинойс, 10.01.1976). Он работал на плантации в дельте Миссиссипи и слушал Чарли Пэттона и Вилли Брауна. Обладатель грубоватого голоса, он перенял «тяжелый» вокальный стиль Пэттона и как бы перенял его энергичность. Путешествуя по Арканзасу, он познакомился с Сонни Бой Уильямсоном (Алекс Миллер), и тот научил его играть на гармонике. Почти в 40 лет он впервые записался с группой из Мемфиса, в состав которой входил пианист и гитарист Айк Тернер: драматичный «Moanin’ And Midnight» (Chess 1479, 1950) был незамедлительно замечен; своими лающими криками певец оправдывал прозвище. После этого последовали другие версии этой песни, включа мощную и ритмичную «Riding In The Moonlight» (RPM 333, 1951). Он быстро добился утончения своего голоса дл произведения напряженного резкого эффекта, как в «Smoke Stack Lightning» (Chess 1618, 1956), в основу которой легла запись Пэттона, где его сын Хюберт Самлин играл на гитаре. Как и Мадди Уотерс с Элмором Джеймсом, Хаулин Вульф оттачивал саунд послевоенных чикагских блюзов, его непосредственная игра на гармонике, как в «Hjjr Boy» (Chess 1679, 1957), вдохновляла на столь же высокое качество игры и его аккомпанирующий состав. Хот он мог играть на гитаре, он редко записывался с ней; исключение — «The Red Rooster» (Chess 1804, 1960), все же более примечательная ее угрожающим вокалом. Поздние записи — «Three Hundred Pounds Of Joy» (Chess 1870, 1963) часто звучали неестественно, в то время как его сценические выступления балансировали на грани гротеска, хотя были замечательными для его возраста. Но медленные блюзы , например «My Country Sugar Mama» (Chess 1911, 1964) до сих пор производят впечатление настойчивой партией гармоники и богатыми голосовыми данными. Последние десять лет жизни он активно гастролировал, но все же лучше всего ему давались выступления в клубах Чикаго.
Если Хаулин Вульф отталкивался от Чарли Пэттона, а Мадди Уотерс от Шона Хауса, то Elmor’a James’a (род. Ричлэнд, Миссиссипи, 27.01.1918; ум. Чикаго, 24.05.1963) вдохновлял Роберт Джонсон. Не сильно сведущий в музыкальной технике, он ограничивалс слайдовыми ритмами почерпнутыми у Джонсона. Голос его был напряженным, сдавленным, и, как многие исполнители его поколения, он придавал большее значение самому выступлению и громкости, нежели содержанию и утонченной выразительности. Изменилось отношение блюзового исполнителя к своей аудитории. Переход от веранды к ресторану, в котором танцуют под музыку проигрывателя, от салуна к «наемной» вечеринке, от случайного заработка к длительным выступлениям в клубах Чикаго способствовали способствовали возникновению подчеркнутого внимания к концерту перед публикой, и ослаблению выражени собственного чувства. Блюзы все еще олицетворяли музыку настроения, но блюзовый исполнитель стал управлять настроением своих слушателей.
Некоторые исполнители пользовались заслуженной известностью в Мемфисе или еще южнее, но им пришлось долго ждать, чтобы добитьс более широкого признания. Одним из них был Sonny Boy Williamson (Alex ‘Rice’ Miller) (род. Глендора, Миссиссипи, 5.12.1897; ум. Хелена, Арканзас, 25.05.1965). В 1941 году он взял себе имя младшего его по возрасту, но более известного своими записями исполнителя, когда сам начал выступать на радио для Interstate Grocer Company, которая рекламировала его концерты по радио и организовала передвижные дорожные шоу в 40-х годах. Ему уже пошел 50-й десяток, когда он впервые записался («Eyesight To The Blind» (Trumpet 129, 1951)) в Джексоне, Миссиссипи с местной группой; запись запечатлела его дрожащий голос и усиленную гармонику, вместе с тем выявив сильного и зрелого блюзового исполнителя.