Городской блюз 30-х годов

Суровые условия жизни В Нью-Йорке, Детройте и Чикаго в период Депрессии способствовали ужесточению и «выворачиванию» наружу блюзового саунда и коллективного исполнения. Центром этого направления стал Чикаго, где в 30-е годы бесспорным лидером был ‘Big Bill’ (William Lee Conley) Broonzy (род. Скотт, Миссисипи, 26.06.1893; ум. Чикаго, 14.08.1958). Живший на ферме в Арканзасе, пока ему не исполнилось далеко за 20, Брунзи оказалс связующим звеном между деревенскими и городскими традициями. В 1920 году он, тогда еще будучи скрипачом, поселился в Чикаго где выучился играть на гитаре и спустя 10 лет — к началу своих первых записей — стал выдающимс исполнителем. Один из самых активно записывающихся блюзменов, он играл в легком, мелодичном стиле. Некоторые из его песен были наполнены поэтичностью, разбавленной жалобными нотками струнных инструментов, как «Big Bill Blues» (Champion 16400, 1932) и «Friendless Blues» (Bluebird 5535, 1934), но Брунзи записал и немало песен слегка скабрезного, либо сентиментального характера, включая «Keep Your Hands Off Her» (Bluebird 6188, 1935) или «Good Jelly» (Bluebird 5998, 1935), с близким по духу фортепианным аккомпаниментом Боба Блэка, напоминающим манеру Лероя Карра — Скреппера Блэкуэла.

К середине 30-х годов привычный состав Чикагской группы из гитары, пианино и часто струнного баса расширился до пяти инструментов. Похоже пионером в этом стал Тампа Рэд и именно его «Let’s Get Drunk And Truck» (Bluebird 6335, 1936), записанная с его Chicago Five открыла новую фазу городского блюза. Это был раскачивающийс танцевальный номер, за ним последовали другие номера с ужесточенным звуком. Всего лишь спуст две недели, в апреле 1936 года The Harlem Hamfats записали «Oh Red» (Decca 7182, 1936) — первую из вереницы, превышающей 70 вещей. Несмотря на название, это была Чикагская группа с трубачом из Нового Орлеана Хэрбом Морганом и кларнетистом Одэллом Рэндом. Хотя эта группа из 7 учасников часто играла свинговый блюз типа «Tempo De Bucket» (Decca 7382, 1937), в ее состав также входили братья-гитаристы Джо и Чарли Маккой, игравшие вместе с Томми Джонсоном и Ишманом Брэйси в Миссисипи, Джо исполнял и большинство вокальных партий.

Джазовый «привкус» чикагских блюзов конца 30-х годов явно прослушивается во многих записях Chicago Five Тампа Рэда с Арнетом Нельсоном (кларнет) или Билла Оусли (тенор-саксофон) и в записях Брунзи с трубачами Панчем Миллером или Альфредом Беллом. Единокровный брат Брунзи — Роберт Браун (известный как Сэм Уошбоард) — обладал грубым, но музыкальным голосом, подходящим к его игре на стиральной доске. Во многих из его записей, в часности, «Washboard’s Barrel House Song» (Bluebird 7291, 1937) и «Down At The Village Store» (Bluebird 7526, 1938), участвовали Арнет Нельсон (кларнет) или Бастер Бенетт (альт-саксофон), а в некоторых также играл Херб Моранд на фоне массивного блюзового саунда, создаваемого Брунзи и пианистами Блайндом Джоном Дэвисом, Хорэйсом Макколом либо Симеоном Генри.

Благодаря выделению гармоники в качестве лидирующего инструмента в чикагских группах и наличию нескольких особенно сильных блюзовых и буги-пианистов, блюз отказался от влияни джазовых духовых инструментов. Роль гармоники отобразилась в псевдониме Уильяма Гиллама, который под именем Джаз Гиллам начал в то врем записываться. Его «Sarah Jane» (Bluebird 6445, 1936) была типичной танцевальной деревенской мелодией, но под влиянием Брунзи его вещи вскоре стали жестче и превратились в городские блюзы. Он не был особо изобретательным исполнителем, отдавал предпочтение коротким, прозительно высоким нотам, но в таких своих записях, как «It Sure Had A Kick» (Bluebird 8505, 1940), «War Time Blues» (Bluebird 8943, 1941) он был достаточно требовательным.

Выше всех стоял John Lee ‘Sonny Boy’ Williamson (род. ок. 1916; ум. Чикаго 1.06.1948) игравший на гармонике и оказавший на музыкантов большое влияние. За исключением, пожалуй Литтл Уолтера, на которого он же и повлиял, ни один «гармонист» не становилс таким великим «гармонистом»; техника «сжатых нот» и «перекрестной гармоники» (например ключ в Е на гармонике в А) Уильямсона широко популяризировалась. Его первая запись «Good Morning School Girl» (Bluebird 7059, 1937) представила его уникальный инструментальный стиль; его характерное легкое заикание придавало голосу неповторимые качества в «Big Apple Blues» (Bluebird 8766, 1941). Стихи его часто отличались чрезвычайной оригинальностью; он писал на биографические темы, как «Bad Luck Blues» (Bluebird 8265, 1939) об убийстве его двоюродного брата, сказания типа «Joe Louis And John Henry Blues» (Bluebird 8403, 1939) и патриотическую «War Time Blues» (Bluebird 8580, 1940). Многие из них были выдержаны в живом «прыгающем» темпе — например «Sloppy Drunk Blues» (Bluebird 8822, 1941) и «Mellow Chick Swing» (Victor 202369, 1947), выигрывавшие от участия в их записи Брунзи или Вилли Лэйси (гитара), Блайнд Джона Дэвиса, либо Биг Масео (фортепиано).

‘Big Maceo’ Major Merriweather (род. Атланта, 31.03.1905; ум. Чикаго, 26.02.1953) был сильным пианистом, он работал в Детройте перед тем, как присоединиться к Тампа Рэду в Чикаго. Контраст между отчетливой слайдовой гитарой Рэда, и фигурами «гуляющего баса» в исполнении Масео в «Worried Life Blues» (Bluebird 8827, 1941) вдохновил многие успешные записи этого дуэта; но, вероятно, их лучше всего помнят за стремительный инструментальный номер «Texas Stomp» (Victor 20-2028, 1945) и «Chicago Breakdown» (Bluebird 34-0743, 1945). Масео потерял трудоспособность из-за удара и его последние записи делались с молодым пианистом Эдди Бойдом.

Еще одним представителем поколения молодых блюзмэнов был Мемфис Слим, записавший свой дебютный альбом перед 2-й Мировой войной. Его громкий голос и мощную игру на фортепиано, ориентированную преимущественно на Рузвельта Сайкса, можно, например услышать на «Beer Drinking Woman» (Bluebird 8584, 1940) .

В то время, как одни буги-вуги пианисты играли на часных вечеринках, другие росли в блюзовых группах, третьи — их было немного — удостаивались большей, чем местная, популярности. Джон Хэммонд нашел Мида Люкс Льюиса и Альберта Эммонса, бывшими в 1935 году водителями такси в Чикаго. Через них были открыты и другие музыканты — в часности, Джимми Йенси, чьи слегка испанские и отточенно простые «праворукие» фигуры служили сдержанным аккомпаниментом к энергичному пению его жены — Эстель «Мама» Йенси. Его созерцательный подход к музыке не соответствовал сценическому.

Льюис и Эммонс стали играть вместе благодар дуэту из Канзас-Сити в составе буги пианиста Пита Джонсона и вокалиста Джо Тернера. Эммонс, Льюис и Джонсон обрели популярность в нью-йоркском Cafe Society под именем Boogie Woogie Trio. Привязанное к свинговому помешательству, буги было модным недолго; однако на этой волне было сделано много записей — «Boogie Woogie» (Victor 26054, 1938) оркестром Томми Дорси и «Basie Boogie» (Okeh 6330, 1941) Каунтом Бейси. Некоторые, как «Boogie Woogie Conga» (Columbia 35994, 1941) Уила Брэдли и «Scrub Me Mama, With A Boogie Beat» (Bluebird 10975, 1940) Чарли Барнета имели меньшее отношение к оригинальной фортепианной модели. Часть выдающихся записей сделаны подлинными буги-пианистами в их число входят «Goin’ Away Blues» (Vocalion 4607, 1938) Пита Джонсона с вокалом Джо Тернера, и «Chicago In Mind» (Blue Note 4, 1939) Альберта Эммонса.

Широкую популярность фортепианному буги можно было бы считать угасшей ко времени свингового безумия, если бы не мощное пение Joseph’a Vernon ‘Big Joe’ Turner’a (род. Канзас-Сити, 18.05.1911; ум. Инглвуд, Калифорния, 24.11.1985) существенно повлиявшего на послевоенные блюзы. Начав свою карьеру в 14 лет в Канзас-Сити, он завоевал славу «поющего бармена», и вскоре привлек внимание лидеров групп Бэнни Моутена, Энди Кирка и Каунта Бейси, с которыми он гастролировал. С середины 30-х годов его часто сопровождал Пит Джонсон — с ним он выходил на сцену Карнэги-Холла в 1938 году на концертах «От спиричуэлз к свингу». Через несколько дней он впервые приступил к записям своих песен. На «Roll ‘Am Pete» (Vocalion 4607, 1938) представлены захватывающая игра на фортепиано Лита Джонсона и сильный вокал Тернера в стиле, который он сделал знаменитым; наполовину выкрикиваемые и повторяющиеся фразы, создающие напряжение в концовке. Известный скорее как блюзовый «крикун», Тернер, тем не менее, обладал музыкальным голосом, звучавшим весьма чувственно в медленных блюзах типа «Lucille» (Decca 8577, 1941). В течение 40-х и 50-х годов он активно гастролировал с группами и отдельными пианистами; его пение воспринималось как исполненная силы, расслабленности, энергии и нежности модель джазово-блюзового подхода к музыке. B «Old Piney Brown Is Gone» (Swing-time 154, 1949) отразился опыт его жизни в Канзас-Сити, а в «You’re Driving Me Crazy» (Atlantic 1234, 1956) раскрылась его способность к сочинению популярной песни с блюзовым уклоном. И именно его песня «Shake Rattle And Roll» (Atlantic 1026, 1954) стала предвестницей рок-н-ролла.

Смотрите так же

Leave a Comment